+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Шамикаева Анна Сергеевна, педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района Санкт-Петербурга

В кабинет психолога часто приходят родители, которых беспокоит, что их ребенку трудно учиться или он вовсе этого не хочет делать. При чем нередко с подобными переживаниями приходят родители подростков, а не только младших школьников.

Перечислим некоторые из ситуаций, которые волнуют родителей, относительно темы учебы:

  • Подросток вообще не хочет делать уроки
  • Растягивает выполнение уроков на все свободное время, оттягивает до последнего момента
  • Не думает о своем образовании в перспективе будущего
  • Не понимает, зачем нужно учиться
  • Прогуливает уроки.

Подобные ситуации – это вершина айсберга, истоки этих проблем скрыты в глубине. Во многом проблемы с учебой у подростков связаны с их возрастными изменениями, поскольку происходит гормональная, физиологическая перестройка организма, половое созревание, смена ведущей деятельности с учебной на общение со сверстниками. В этот период для подростка чрезвычайно важна дружба с себе подобными и, если ребенку не удается эту дружбу найти или он теряет ее, это зачастую является глубокой душевной травмой. Французский психолог Франсуаза Дальто в своей книге «На стороне подростка» пишет: «…существует в подростках нечто такое, что не подвержено изменениям, нечто, что всегда с ними, - их потребность в дружбе. Вера в дружбу существует, и я думаю, что, когда они ее теряют, только тогда у них ничего не остается» [1]. Влияние компании сверстников огромно, поэтому, если друзья подростка не заинтересованы в учебе, то под их влиянием ребенок может сместить свой фокус внимания на другие виды занятий, которые популярны в его значимом окружении: тусовки, прогулки, музыка, спорт и другое, словом все, что считается «крутым». Иногда бывает так, что подросток, который успешно учился, попав в новую компанию, где хорошо учиться «непринято», начинает учиться хуже. Так он может пытаться влиться в важный для него коллектив.

Другой причиной снижения успеваемости или нежелания ходить в школу может быть дискомфорт или конфликты в общении с одноклассниками, с учителями, а также первая любовь. Подросток находится на пути подготовки к взрослению, и он активно учится общаться, взаимодействовать с разными людьми, находить выходы из сложных ситуаций. Это та «школа жизни», которую ему необходимо пройти. Родителям рекомендуется в таких ситуациях не делать акцент на проблемах с учебой, а лучше попробовать обсудить с взрослеющим ребенком, что происходит в его жизни в форме доверительного разговора на равных. Если же так поговорить не получается – выдохнуть и дать подростку возможность пережить этот период, получить новый опыт. Ни в коем случае не стоит запрещать ребенку видеться и общаться друзьями. Если вам не нравятся друзья или компания вашего ребенка-подростка, попробуйте проанализировать причины вашего непринятия. Если вы видите явную опасность в том, чем занимается компания, поговорите с ребенком и сообщите, что вы очень взволнованы, и что боитесь за его или ее жизнь и здоровье. Если же дети не заняты ничем криминальным, а друзья ребенка вам просто не нравятся (нам всем не могут нравиться абсолютно все люди – это нормально), то здесь придется принять тот факт, что это выбор подростка и он получает от этой дружбы что-то важное для себя.

Если вы видите явные проблемы во взаимодействии с учебным заведением, когда ребенок находится как будто не в своей среде, можете предложить ему или ей сменить школу. Бывают случаи, когда подростку просто не интересна программа учебного заведения или она не удовлетворяет его потребностей. Например, подросток хочет в будущем связать свою жизнь с медициной, понимает, что ему нужно сделать акцент на изучении химии и биологии, но в его школе нет классов с таким профилем, и он отодвигает учебу в школе на второй план в поисках нужной ему информации.

Также встречаются ситуации, когда подросток уже имеет опыт зарабатывания денег, например, создает простые сайты на фрилансе или пишет электронную музыку и продает в интернете. Учеба также уходит на второй план, и родители этим не довольны, они считают, что нужно сначала получить образование, а потом работать. Здесь стоит посмотреть правде в глаза, что многие установки, свойственные нашему поколению, уже не актуальны. «Будешь хорошо учиться – найдешь хорошую работу» - уже давно не стопроцентная истина. Можно быть отличником, но во взрослой жизни не стать успешным профессионалом. Школьные успехи не гарантируют успехов в работе и высокого дохода в будущем. И большинство современных подростков это уже прекрасно понимают и школьное образование как таковое для них теряет ценность.

В текущей реальности важно быть коммуникабельным, готовым учиться и получать знания и навыки, которые можно применить на практике и монетизировать. Родители могут обсудить с подростком, как его нынешние увлечения можно связать с будущей профессией, что нужно для получения данной профессии, подчеркнуть важность учебных дисциплин, которые придется сдавать для поступления в будущем. Важно обратить внимание подростка, что порой всем нам бывает приходится делать то, что не нравится делать, ради достижения своей цели, например, придется закончить обязательные 9 классов, а дальше уже начинать полностью погружаться в любимую деятельность, получая профессиональное образование.

Рассмотрев возможные глубинные причины, давайте обсудим, что вы можете сделать, если вы хотите помочь ребенку-подростку с учебой:

  • Во-первых, сориентируйтесь, с чем связана проблема. Здесь вам может помочь литература по психологии, вебинары на данную тему или консультация специалиста – психолога или психотерапевта.
  • Во-вторых, поддержите подростка в его становлении как личности, отделяющейся от семьи, позвольте ему пройти успешно те задачи, которые ставит перед ним сама природа.
  • В-третьих, помогите определиться с предназначением или поддержите его в любимых делах и увлечениях.

И самое главное, это сохранять или создавать состояние покоя. Это означает, что, если вокруг подростка будет постоянное напряжение, конфликты, хронические стрессы, допросы от родителей, постоянные нотации и требования, ему точно будет не до учебы. На это часто обращает внимание российский психолог Людмила Петрановская: «Развитие происходит из точки покоя» (Гордон Ньюфелд). Смысл этой фразы справедлив для всех, особенно для детей и подростков.

Список литературы

  1. Дольто, Ф. На стороне подростка. – 3-е изд. / Франзуаза Дольто ; [перевод с фр. А.К. Борисовой; предисл. М.М. Безруких]. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. – 423, [1]c. – (Серия «Авторитетные детские психологи»).