Содержание
- Лекция: «Здоровьесберегающие технологии на работе и дома: Мудрое движение - образовательная кинезиология»
- Тема: "Детская агрессивность”
- Лекция: «Кризисы детского возраста»
- Лекция «Мальчики и девочки. Почему они разные?»
- Лекция: «О чем говорит детский рисунок»
- Тема: "Особенности психоэмоционального развития детей дошкольного возраста"
- Аннотация к лекции "Развитие речи детей"
- Несколько самых распространенных мифов о СДВГ
- Лекция «Детские страхи»
- Тема: "Профилактика поведенческих нарушений дошкольников"
- Тема: "Профилактика профессионального выгорания педагогов"
- Лекция: «Ребенок и развод родителей»
- Лекция: «Последствия психологической травмы у детей. Что важно знать взрослым»
Лекция: «Здоровьесберегающие технологии на работе и дома: Мудрое движение - образовательная кинезиология»
Целевая аудитория: Педагоги (Воспитатели)
Лекция посвящена актуальным вопросам сохранения здоровья педагогов через освоение здоровьесберегающих технологий, интегрированных в повседневную профессиональную и личную жизнь. Особое внимание уделяется образовательной кинезиологии как практическому инструменту повышения работоспособности, снижения утомляемости и гармонизации психоэмоционального состояния.
В рамках лекции рассматриваются:
- Основные принципы здоровьесберегающих технологий и их роль в профилактике профессионального выгорания.
- Понятие образовательной кинезиологии: ее теоретические основы и практическое применение.
- Комплекс кинезиологических упражнений для улучшения когнитивных функций, концентрации внимания и снятия мышечного напряжения.
- Методы интеграции кинезиологических техник в образовательный процесс и домашнюю среду.
Лекция направлена на формирование у педагогов осознанного подхода к своему здоровью и предоставление конкретных инструментов для его поддержания и укрепления.
Тема: "Детская агрессивность”
Формат мероприятия: семинар
Целевая аудитория: воспитатели (ДОУ).
Семинар направлен на изучение причин, проявлений и методов работы с агрессивным поведением детей.
Основной целью семинара является предоставление воспитателям необходимых знаний и навыков для эффективного управления агрессивностью в детском коллективе.
В ходе семинара планируется достичь следующих задач:
- во-первых, познакомить участников с теоретическими аспектами агрессивного поведения у детей, влияющие на формирование агрессивности. Важно подчеркнуть, что агрессия — это естественная часть развития, связанная с проявлением эмоций, обучением социальным нормам и способами регулирования своего поведения.
- во-вторых, семинар нацелен на развитие практических навыков, необходимых для выявления и понимания проявлений агрессивности у детей, а также на обучение методам предотвращения и коррекции такого поведения.
- в-третьих, следует уделить внимание стратегиям профилактики агрессии. Участники семинара должны узнать о том, как создать безопасную и поддерживающую среду для детей, где они могут выражать свои чувства, не прибегая к агрессии. Это включает в себя применение конструктивных методов коммуникации, таких как активное слушание, использование слов для выражения своих эмоций и обучение детей навыкам совместного решения конфликтов.
Лекция: «Кризисы детского возраста»
Целевая аудитория: педагоги (воспитатели), родители.
Лекция посвящена фундаментальному понятию кризисов детского возраста в психологии развития. Рассматриваются ключевые кризисные периоды – от кризиса новорожденности до подросткового возраста, их общие характеристики и уникальные особенности. Особое внимание уделяется причинам возникновения кризисов, их проявлениям в поведении ребенка и стратегиям адаптации. В ходе лекции анализируются нормативные и ненормативные кризисы, их влияние на формирование личности и социализацию. Обсуждаются психологические механизмы преодоления кризисных ситуаций, роль семьи и ближайшего окружения в поддержке ребенка. Представлены практические рекомендации для родителей и педагогов по созданию благоприятной среды для гармоничного прохождения детьми кризисных этапов развития. Лекция призвана расширить понимание закономерностей детского развития и способствовать эффективному взаимодействию с детьми в кризисные периоды.
Лекция «Мальчики и девочки. Почему они разные?»
Целевая аудитория: педагоги
В данной лекции рассматриваются психологические различия мальчиков и девочек: особенности восприятия, мышления, эмоционально-волевой и личностной, коммуникационной сферы. Затрагивается вопрос о важности разных подходов в развитии и обучении мальчиков и девочек.
Цель лекции: повышение компетентности педагогов в вопросах развития и обучения мальчиков и девочек, расширение знаний о психологических особенностях каждого пола.
Лекция: «О чем говорит детский рисунок»
Целевая аудитория: педагоги (воспитатели)
Данная лекция посвящена анализу детского рисунка как ценного инструмента для понимания внутреннего мира ребенка. Рисунок – это не просто картинка, а проекция мыслей, чувств, переживаний и потребностей маленького художника.
Рассматриваются способы использования анализа детских рисунков для:
- Выявления эмоционального состояния ребенка.
- Определения его уровня развития и особенностей восприятия мира.
- Распознавания возможных проблем и трудностей, с которыми сталкивается ребенок.
- Установления более глубокого контакта с воспитанниками.
В ходе лекции рассмотриваются следующие вопросы:
- Основные этапы развития детского рисунка и их характеристика.
- Символика цвета, форм и образов в детском творчестве.
- Методы интерпретации детских рисунков: общие принципы и конкретные примеры.
- Практические рекомендации по использованию анализа рисунков в педагогической практике.
- Этические аспекты работы с детскими рисунками: границы допустимого и конфиденциальность.
На основе информации полученной из лекции педагоги и воспитатели смогут более осознанно и эффективно использовать детские рисунки для:
- Лучшего понимания своих воспитанников.
- Ранней диагностики эмоциональных и психологических проблем.
- Создания более комфортной и развивающей среды для детей.
- Улучшения взаимодействия с детьми и их родителями.
Тема: "Особенности психоэмоционального развития детей дошкольного возраста"
Формат мероприятия: лекция
Целевая аудитория: воспитатели (ДОУ)
Лекция имеет важное значение для формирования умения педагогов поддерживать здоровое психоэмоциональное развитие детей. Эта тема является особенно актуальной, так как дошкольный возраст является важным периодом для становления личности ребёнка.
Целями лекции будут:
- Углубление знаний воспитателей о психоэмоциональном развитии дошкольников, особенностях их эмоционального восприятия и социального взаимодействия.
- Поддержка желания воспитателей развивать свои профессиональные навыки в области работы с детьми, чтобы лучше учитывать их индивидуальные эмоциональные потребности.
Задачи лекции заключаются в следующем:
- Рассмотреть основные этапы психоэмоционального развития детей, выявить ключевые характеристики и закономерности этого процесса в дошкольном возрасте.
- Проанализировать влияние социальных факторов (семья, группа сверстников, образовательное учреждение) на психоэмоциональное развитие детей и их поведение.
- Обсудить практические аспекты поддержки эмоционального развития детей, включая стратегии укрепления саморегуляции эмоций, развития эмпатии и социальных навыков.
- Рассмотреть возможные проблемы и нарушения в психоэмоциональном развитии дошкольников, а также дать рекомендации по их коррекции и профилактике.
Направленность лекции будет ориентирована на обеспечение воспитателей необходимыми знаниями и инструментами для успешной работы с детьми, что включает в себя как теоретические основы, так и практические примеры.
Аннотация к лекции "Развитие речи детей"
Лекция "Развитие речи детей" посвящена ключевым вопросам формирования речевых навыков у детей дошкольного возраста, основанным на возрастных нормах и методах их достижения. В ходе обсуждения рассматриваются важные этапы речевого развития, включая фонематическое восприятие, словарный запас и грамматическую конструкцию речи. Слушатели лекции узнают о типичных речевых навыках, которые должны быть достигнуты детьми на разных этапах дошкольного возраста, а также о возможностях поддержки и стимулирования их речевой активности.
Основное внимание уделено практическим приемам и методам, способствующим развитию речи. Среди них: игры на развитие словарного запаса, использование рифмовок и потешек для лучшего запоминания новых слов, а также применение визуальных материалов и игровых упражнений, способствующих активному вовлечению детей. Участники также познакомятся с важностью чтения и рассказывания сказок как эффективного инструмента для обогащения речевого опыта детей.
Несколько самых распространенных мифов о СДВГ
Сегодня на просторах паутины Интернета можно встретить такое количество информации и о воспитании, и об этом пресловутом СДВГ, что запутаться в ней (информации, а не паутине) может любой педагог и родитель. Это разнообразие порождает в геометрической прогрессии всякие мифы, толки, народные рецепты, и т.п. Так что же это за напасть такая?
СДВГ – синдром дефицита внимания (и) гиперактивность, основными проявлениями которого являются импульсивность, сверхподвижность, часто (но не всегда), невнимательность при полной интеллектуальной сохранности.
Постараемся во всем разобраться постепенно, опираясь на современные научные данные.
Рассмотрим несколько мифов о СДВГ, а также рассмотрим особенности построения образовательного процесса с такими детьми
- Миф 1. СДВГ (Синдром дефицита внимания (и) гиперактивность) - это просто такой набор симптомов – особенностей поведения, который зачастую можно встретить у любого подвижного ребенка.
- Миф 2. Врач, осмотрев ребенка, убедится в очевидных особенностях его поведения и сразу сможет поставить диагноз, назначит медикаментозное лечение.
- Миф 3. Раз это болезнь – можно вылечить таблетками.
- Миф 4. СДВГ может быть только у дошкольников и младших школьников, станет старше и «всё пройдет».
- Миф 5. СДВГ у мальчиков встречается чаще.
- Миф 6. Это расстройство передаётся по наследству.
- Миф 7. СДВГ – это новый, «модный» диагноз, появившийся совсем недавно и теперь его ставят слишком часто.
- Миф 8. Эти дети не больны, а просто дурно воспитаны.
- Миф 9. «Они бесчувственные, злые, агрессивные»
- Миф 10. Гиперактивные дети, как батарейка в одном известном рекламном ролике, -выносливы и не чувствуют усталости, имеют меньшую потребность во сне.
- Миф 11. Хорошая школьная успеваемость им даже и не снилась.
- Миф 12. Зато непоседы имеют все шансы успевать много разных дел одновременно, как Юлий Цезарь.
- Миф 13. Это новое поколение, «new generation», обладающее экстрасенсорными способностями, особой аурой синего спектра - «дети – индиго».
- Миф 14. «Все беды с поведением из-за того, что современные дети едят много всякой «гадости» - конфет, напитков, чипсов с большим количеством вредных красителей, консервантов.
Рекомендации педагогам как создать условия для дошкольников и младших школьников с СДВГ, во всех режимных моментах в течение дня.
Вы убедились, что мифов и предрассудков, связанных с СДВГ много, этот список можно продолжать до бесконечности. Хотелось бы, чтобы эта лекция послужила для Вас некоторым ориентиром на пути к гармоничным отношениям с Вашим таким непоседливым, но обожаемым ребенком. Удачи и терпения!
Лекция «Детские страхи»
Целевая аудитория: педагоги (воспитатели)
В данной лекции мы рассмотрим феномен детских страхов, их причины, проявления и влияние на развитие ребенка. Страхи — это естественная часть детского развития, и понимание их природы поможет педагогам более эффективно поддерживать детей в преодолении этих эмоций.
Мы обсудим различные виды детских страхов, такие как страх темноты, страх разлуки или страх неудачи, а также возрастные особенности их проявления. Участники лекции узнают о том, как страхи могут влиять на поведение и эмоциональное состояние детей, и какие стратегии можно использовать для их преодоления.
Особое внимание будет уделено созданию безопасной и поддерживающей образовательной среды, где дети смогут открыто говорить о своих страхах и получать необходимую помощь. Педагоги получат практические рекомендации по взаимодействию с детьми, испытывающими страхи, и узнают о методах, которые помогут детям развивать уверенность в себе.
Цель лекции — повысить осведомленность педагогов о детских страхах и вооружить их инструментами для поддержки детей в их преодолении.
Тема: "Профилактика поведенческих нарушений дошкольников"
Формат мероприятия: семинар (с использованием элементов тренинга)
Целевая аудитория: воспитатели (ДОУ)
Данный семинар является важным для воспитателей, так как эффективная профилактика поведенческих проблем в дошкольном возрасте способствует созданию позитивной атмосферы в группе, укрепляет эмоциональное благополучие детей и помогает в формировании социальных навыков.
Целями семинара являются:
- Повышение уровня осведомленности воспитателей о поведенческих нарушениях у дошкольников, их причинах и проявлениях.
- Обучение воспитателей эффективным стратегиям и методам профилактики и работы с нарушениями поведения в группе.
- Задачи семинара включают:
- Обучение воспитателей методам наблюдения и анализа поведения детей: воспитатели должны уметь выявлять ранние признаки отклонений в поведении и реагировать на них адекватно. Это включает в себя методы наблюдения, анализ типичных ситуаций, провоцирующих нарушения в поведении.
- Формирование положительного климата в группе: создание доверительной и поддерживающей атмосферы поможет снизить тревожность и агрессию, повысить уровень социальной адаптации детей. Воспитатели должны использовать различные методики, такие как игры, творческие занятия и групповые обсуждения.
- Создание условий для обмена опытом среди воспитателей, что поможет им в работе с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации и взаимодействии.
Тема: "Профилактика профессионального выгорания педагогов"
Формат мероприятия: семинар (с использованием элементов тренинга)
Целевая аудитория: педагоги, воспитатели (ОУ, ДОУ)
Семинар направлен на решение одной из наиболее острых проблем в образовательной сфере, а именно на поддержку психологического здоровья педагогических работников. Цели семинара заключаются в следующем.
- Во-первых, это повышение осознания педагогами факторов, способствующих выгоранию и их влияние на профессиональную деятельность и личную жизнь.
- Во-вторых, семинар ориентирован на развитие у педагогов знаний и навыков, способствующих профилактике таких состояний, как эмоциональное истощение, депрессия и синдром хронической усталости.
- В-третьих, способствует формированию культуры психологической поддержки среди педагогов, что поможет создавать более здоровую атмосферу в образовательных учреждениях.
Задачи семинара включают:
- Формирование у участников понимания процесса выгорания и его последствий
- Обучение методам управления стрессом и эмоциональной поддержкой
- Развитие навыков саморегуляции и восстановления после стрессовых ситуаций
- Развитие личной устойчивости и способности адекватно реагировать на изменяющиеся условия работы.
Таким образом, семинар "Профилактика профессионального выгорания педагогов" ориентирован на то, чтобы улучшить качество жизни учителей, помочь им справляться с профессиональными вызовами и сохранить мотивацию к обучению и развитию.
Лекция: «Ребенок и развод родителей»
Целевая аудитория: педагоги (воспитатели), родители.
Лекция посвящена рассмотрению психологических особенностей переживания развода родителей детьми разных возрастов. Будут проанализированы основные факторы, влияющие на адаптацию ребенка к новой семейной ситуации, а также типичные эмоциональные и поведенческие реакции детей на развод.
Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах психологической поддержки детей, переживающих развод родителей, и формирование эффективных стратегий взаимодействия с такими детьми и их семьями.
В рамках лекции будут рассмотрены следующие вопросы:
- Психологические особенности детей, переживающих развод родителей:
- Возрастные особенности восприятия развода.
- Типичные эмоциональные реакции (страх, гнев, печаль, чувство вины).
- Поведенческие изменения (агрессивность, замкнутость, проблемы с учебой).
- Факторы, влияющие на адаптацию ребенка к разводу:
- Степень конфликтности между родителями.
- Сохранение стабильности и предсказуемости в жизни ребенка.
- Эмоциональная поддержка со стороны родителей и близких.
- Вовлеченность обоих родителей в жизнь ребенка.
- Роль педагога в поддержке ребенка, переживающего развод родителей:
- Выявление детей, нуждающихся в особом внимании.
- Создание атмосферы безопасности и доверия в детском коллективе.
- Эффективные стратегии общения с ребенком и его родителями.
Формат: Лекция с элементами беседы, обсуждением практических ситуаций и разбором конкретных примеров.
Участники получат знания и навыки, необходимые для эффективной поддержки детей, переживающих развод родителей, и смогут применять их в своей практике (семейной или профессиональной деятельности). Они смогут лучше понимать потребности таких детей, оказывать им необходимую эмоциональную поддержку и помогать адаптироваться к новой семейной ситуации.
Лекция: «Последствия психологической травмы у детей. Что важно знать взрослым»
Целевая аудитория: педагоги (воспитатели)
В данной лекции рассматриваются ключевые аспекты, связанные с последствиями психологической травмы у детей и подростков. Психологическая травма может возникать в результате различных факторов, таких как насилие, потеря близкого человека, развод родителей или других стрессовых ситуаций. Важно понимать, как эти травмы влияют на эмоциональное, социальное и когнитивное развитие ребенка.
Обсуждаются основные признаки и симптомы, которые могут указывать на наличие травмы, а также стратегии поддержки и вмешательства, которые могут быть полезны в образовательной среде. Лекция направлена на повышение осведомленности педагогов о важности создания безопасной и поддерживающей атмосферы в детском коллективе, а также на развитие навыков взаимодействия с детьми, пережившими травматические события.
Формат: Лекция с элементами беседы, обсуждением практических ситуаций и разбором конкретных примеров.
Участники получат практические рекомендации по работе с детьми, которые сталкиваются с последствиями психологической травмы, и узнают о ресурсах, доступных для оказания помощи. Цель лекции — вооружить педагогов знаниями и инструментами, необходимыми для поддержки детей в преодолении трудностей и способствования их успешной социализации и гармоничном развитии.