Кто принимает решение о необходимости тьютора/ассистента для ребенка
Рекомендация о необходимости, периоде предоставления услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи обучающемуся обычно указывается в заключении психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
В случае отсутствия в заключении ПМПК таких рекомендаций психолого-педагогическим консилиумом (ППк) образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):
- на период адаптации обучающегося в образовательной организации;
- на какой-либо промежуток времени (учебную четверть, полугодие, учебный год);
- на постоянной основе.
Также ППк образовательной организации может быть пересмотрено решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи в случае положительной или отрицательной динамики развития обучающегося, освоения образовательной программы; рекомендовано количество обучающихся на ставку тьютора и (или) ассистента (помощника) с учетом особых образовательных потребностей конкретных обучающихся и норм порядков организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам.
Таким образом, у родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ/инвалидностью нет необходимости прохождения ПМПК по вопросам предоставления тьюторского сопровождения. Для этого родителю (законному представителю) необходимо написать заявление директору образовательной организации о необходимости рассмотреть вопрос предоставления тьюторского сопровождения ребенку.
Чем тьютор отличается от ассистента
Необходимо различать функции тьютора и функции ассистента (помощника) по оказанию технической помощи.
Тьютор - это педагогический работник, участвующий в разработке и реализации образовательной программы.
Цель тьютора — успешно включить ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательной школы, проектировать образовательный маршрут ученика и участвовать в его реализации.
Задачи тьютора:
- Помочь ребенку с ОВЗ/инвалидностью войти в коллектив класса, установить и сохранять дружеские отношения со сверстниками.
- Адаптировать программы и учебный материал с опорой на зоны ближайшего развития ребенка с ОВЗ/инвалидностью, его психические, физические особенности и ресурсы; корректировать индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от динамики развития/обучения ребенка.
Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи должен иметь среднее общее образование и краткосрочное обучение, или инструктаж на рабочем месте, или профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессии рабочих, служащих "Ассистент по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" без предъявления требований к стажу работы.
Основные задачи ассистента:
- обеспечение сопровождения инвалида, лица с ограниченными возможностями здоровья и оказание технической помощи в части передвижения по образовательной организации, получения информации и ориентации;
- оказание технической помощи в обеспечении коммуникации, в том числе с использованием коммуникативных устройств, планшетов, средств альтернативной коммуникации;
- оказание помощи в соблюдении санитарно-гигиенических требований обучающимся.
Нормативно-правовые основания:
- Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019г. № Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
- Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 “О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью”
- Приказ Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания" (зарегистрирован Минюстом России 26 января 2017 г., регистрационный N 45406), одной из трудовых функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся с инвалидностью и ОВЗ.
- Приказ Минтруда России от 12 апреля 2017 г. N 351н об утверждении профессионального стандарта "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья" (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46612).