С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к нашим детям, неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – одно из самых важных условий их дальнейшего успешного обучения.
Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека.
К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. От других категорий детей с особыми образовательными потребностями (интеллектуальные нарушения, сенсорные нарушения, ЗПР, РАС) их отличают нормальный биологический слух, зрение и полноценные предпосылки интеллектуального развития.
Успех преодоления отклонений в речевом развитии во многом определяется тем, в каком возрасте замечено отставание и в каком возрасте ребенку начинают оказывать комплексную психолого-педагогическую и логопедическую помощь.
На протяжении ряда лет в Василеостровском районе ежегодно проводится скрининговое логопедическое обследование воспитанников общеобразовательных групп дошкольных учреждений. Цель этого обследования - выявление детей группы риска по речевому развитию (детей, имеющих речевые нарушения или задержку речевого развития) для определения их дальнейшего образовательного маршрута.
Хочется отметить, что всем дошкольникам, которые попадают в группу риска по речевому развитию, рекомендуется обратиться в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК) для определения программы обучения и других специальных условий получения ими образования.
Заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер. Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.