+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

«Дети появляются на свет совершенно беспомощными. То, что нужно им для выживания, они или получают от окружающих, либо научаются, благодаря им. Ни один ребенок не рождается, имея четкий план того, что он должен делать и кем быть. Обо всем этом он узнает от тех людей, в обществе которых живет, и которых я поэтому называю жизненно важными персонами», Вирджиния Сатир.

В наш век продвинутых технологий хочется получить быстрое эффективное решение – технологию, в которой будет расписан рецепт того, как достичь  быстрого результата. Считается, что технология, или методика, как разновидность технологии, не должна требовать от пользователя серьезных личностных вложений, а просто следует иметь хорошую инструкцию гарантирующую положительный результат и и именно в этом заключается ее эффективность. Так и технологию работы с данной программой хотелось бы получить, чтобы зашедшие в тупик родители с их проблемами воспитания быстро и эффективно справились с ними. Но в данном конкретном случае техническая сторона не будет работать без философии, потому что в основе любых изменений во взаимодействии между людьми используется язык слов. Пол Вацлавик сказал: «Никто не может не общаться», а это значит, что любая коммуникация несет информацию, а информация в свою очередь несет определенную философию. В нашей ситуации это философия родителей, которой они руководствуются при взаимодействии со своими детьми. Каждый человек имеет свою собственную философию, так как каждый из нас имеет свою жизнь, опыт, представления, идеи, взгляды, ценности. И если родители не удовлетворены результатом своих воспитательных трудов, у них может возникнуть потребность пересмотреть свои представления и взгляды, и здесь на помощь приходит психолог с иной философией, которая позволяет взглянуть на обычные вещи с другой стороны, ответить на вопросы о причинах неудач и ошибок, восполнить информационный вакуум. Процесс изменения философских взглядов очень долог и труден и требует не только осознанного решения пересмотра таких привычных и удобных позиций, но и новых непривычных нестандартных действий, в соответствии с новыми философскими взглядами. Просто действовать по инструкции и оставаться на позиции пользователя не удастся.

Одно из ведущих мест в жизни человека принадлежит семье. Вопросы влияния детско-родительских отношений и стиля воспитания на развитие гармоничной личности ребенка всегда являются очень актуальными, а их нарушение приводят к появлению различных проблем и деформаций: инфантилизму, низкой самооценке, зависимостям.

И.В.Дубравина пишет о необходимости общения ребенка с «нормальным» (умным, доброжелательным, нравственным и грамотным взрослым, который не только передаст необходимые знания, но и подготовит к самостоятельной жизни, обеспечит условия для развития творческой личности). 

Экономические и социальные изменения, происходящие в обществе ведут к перестройке детско-родительских отношений: изменяются ценности, которыми родители руководствовались в воспитании детей, сокращается время, которое они могут проводить вместе и, как результат, снижается осведомленность родителей о жизни ребенка, его переживаниях, трудностях, особенностях возрастного поведения, возможных проблемах, т.е. всего того, что может составить угрозу его благополучия, а, возможно, и безопасности.

Предлагаемая программа поможет заполнить информационный вакуум, в котором зачастую оказываются члены семьи ребенка и, который может привести к необратимым последствиям. В этом заключается профилактическая часть программы.

Центральная идея данной технологии состоит в том, что примерно в 80% случаев проблема в воспитании находится не в ребенке или подростке, как считают родители, а в их собственных внутренних ограничениях и трудностях, которые мешают увидеть,  в чем состоит их ответственность как родителей в отношения с собственными детьми.

Представленная программа разрабатывалась, как целостный системный подход для оказания своевременной помощи и профилактики возможного не благоприятного в психическом и  личностном плане развития ребенка. Этот подход опирается, прежде всего, на огромный позитивный, и часто не использованный,  ресурс семьи.

Содержание психотравмирующих ситуаций и характер их разрешения определяется внутренним потенциалом человека и его ближайшего окружения, в данном случае родителей несовершеннолетнего.

Таким образом, для реализации технологии используются следующие концептуальные направления: формирование новой модели взаимодействия в семье, которая строится на основе  партнерских отношений между родителями и ребенком и «зрелой родительской любви» (А.Лихтарников, Е.Чеснокова); поэтапная передача ответственности   подростку (ребенку) во всех аспектах его жизни.

Для решения поставленных цели и задач в программе используются следующие методы и техники:

  • Игровые методы.
  • Моделирование и анализ проблемных ситуаций.
  • Групповая дискуссия.
  • Мозговой штурм.
  • Ролевая игра.

 Игровые техники необходимы для развития эмпатии, повышения активности, улучшения межличностного взаимодействия.

В групповых дискуссиях участники программы учатся находить компромисс и отстаивать свои взгляды, жизненные принципы, не нарушая прав собеседника. Обсуждение помогает проанализировать те чувства, которые они испытали.

«Мозговой штурм» необходим для поиска новых решений, в сложных ситуациях возникающих в семье при общении с детьми. Участники занятий учатся быть конкретными и корректными при отстаивании своей правоты,  формулировать свои предложения,  признавать свои ошибки и не боятся их делать. Эта техника помогает стать более терпимым, принимая идеи других людей.

Ролевая игра создает возможность для расширения поведенческого репертуара, позволяет посмотреть на свои привычные поступки и действия со стороны. Участвуя в ролевой игре, члены группы используют новые для них способы поведения в ситуациях, приближенных к реальным.

Право и ответственность не возникают биологически, а создаются социальными отношениями т.е.передаются и главная роль отводится в этом деле семье. Здоровая семья отличается отношением к тем проблемам, которые могут в ней возникнуть. Члены семьи принимают свои проблемы и ищут здоровые пути и средства их решения. Отношения между членами семьи могут быть близкими, т.е.доверительными, взаимными, откровенными и искренними. Такие отношения возникают, когда есть эмоциональный контакт, принятие потребностей, чувств и ценностей других, готовность к поддержке. Если такие отношения построить не удается, то возникает психологическая дистанция между членами семьи в т.ч.между родителями и ребенком. В такой обстановке возникают правила запрещающие определенные формы поведения: ласку, телесный контакт и т.д., появляется манипуляция, «двойная мораль», развивается изоляция. Все названные  явления не могут не затронуть психическое развитие и благополучие ребенка. Если заболевает один член семьи, то болеть начинает вся семья, но происходит это постепенно, т.к. обратная связь в семейной системе работает а большим опозданием. Ребенок из больной семьи вырастая, воспроизводит стереотипы больных отношений в своей взрослой жизни и новой семье. Только партнерские отношения,  построенные на уважении, вере, интересе, соблюдении прав, обеспечат развитие ребенка в активного деятеля своей жизни, знающего и уважающего свои права и гарантирующий эти же права другим людям.    

«Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь ребенка в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретает для него такое же значение. Кроме того, тот способ, при помощи которого родители структурируют свои сообщения, адресованные ребенку, детерминирует приемы, которые он будет применять во взаимодействии с внешним миром. Тем самим в их руках находится не только его настоящее, но и будущее», В. Сатир.