Постановка проблемы
Координация деятельности участников образовательного процесса и социальных партнеров в процессе реализации задач образования детей с ОВЗ.
Участники проекта
обучающиеся с ОВЗ ГБОУ № 19, их родители (законные представители), администрация, педагоги и специалисты ГБОУ № 19 Василеостровского района СПб, администрация и специалисты ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района СПб.
Цель проекта
проектирование образовательной среды, с целью максимального раскрытия возможностей личностного потенциала обучающихся с ОВЗ (создания условий для максимально успешного обучения каждого ребенка с ОВЗ).
Задачи проекта
1. Создание модели комплексного психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса обучающихся с ОВЗ через взаимодействие диагностического, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического направлений деятельности
2. Создание психологически комфортной образовательной среды для учащихся, имеющих разные стартовые возможности.
Выделено 4 направления работы проекта:
1. Психолого-педагогическая работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ – включение семьи в процессы коррекции и интеграции ребенка ОВЗ
1.1 Диагностика.
Исследование семьи – изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, определение дефицитов во взаимодействии с ребенком и школой.
1.2 Выбор основных направлений работы в зависимости от результатов мониторинга
1.3 Работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленная на активизацию социальной позиции детей и родителей, повышение мотивации родителей на психолого-педагогическое сотрудничество поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы, формирование адекватной оценки у родителей проблем детей с ОВЗ.
Формы работы:
- диагностика семьи
- консультирование родителей
- выступления на родительских собраниях
- участие в работе родительского клуба
- работа в информационных пространствах (на собственном и школьном интернет-ресурсе, активность в социальных сетях, организация видеоконференций, создание и редактирование электронных учебных материалов)
2. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов школы, обучающих детей с ОВЗ
2.1 Мониторинг профессиональных дефицитов и возможностей педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ
2.2 Психологическое и методическое сопровождение педагогов, работающих с обучающимися ОВЗ, в области владения специальными методами, приемами, средствами обучения. Активизация (стимуляция) мотивационной и психологической готовности педагогического коллектива к работе с разными категориями учащихся с ОВЗ (преодоление психологических барьеров к работе с детьми с ОВЗ), формирование адекватной оценки проблем детей с ОВЗ у педагогов.
Формы работы:
- консультирование педагогов и специалистов ОО,
- проведение обучающих занятий, мастер-классов, практикумов с привлечением ведущих специалистов из разных образовательных учреждений (СПБ АППО, РГПУ им. А.И.Герцена, СПБ ГУ и т.п.),
- психологическое сопровождение педагогического коллектива на разных этапах образовательного процесса (профилактика профессионального выгорания педагогов, помощь в разрешении конфликтных ситуаций и т.п.),
- размещение информации о реализации Проекта в информационных пространствах (на интернет-ресурсах ЦППМСП и ГБОУ №19, активность в социальных сетях, организация видеоконференций, создание и редактирование электронных учебных материалов).
3. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ
Эффективное включение обучающегося с ОВЗ в среду образовательного учреждения представляется практически невозможно без специализированного психолого-педагогического сопровождения, как инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов.
3.1 Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики обучающихся, с целью подготовки рекомендаций (педагогам и родителям) по оказанию психолого-медико-педагогической помощи учащимся в условиях образовательного учреждения.
3.2 Привлечение специалистов ЦППМСП и педагогов школы в форме консилиумов для:
- определения особенностей организации образовательного процесса для обучающихся, в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой его нарушения развития и степенью его выраженности, резервных возможностей ребенка с ОВЗ;
- разработки и осуществления индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся;
- разработки и реализации индивидуальных учебных планов, организации индивидуальных и (или) групповых занятий для обучающихся с выраженными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии;
- обеспечения возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.3 Организация процесса сопровождения обучающихся в соответствии с разработанной программой с привлечением специалистов ЦППМСП и школы (педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги, учителя физической культуры, социальные педагоги).
Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.
Формы работы:
- индивидуальная и групповая психолого-педагогическая диагностика обучающихся,
- индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с обучающимися,
- динамическое сопровождение обучающихся (специалистами ТПМПК), поэтапный контроль за успеваемостью, изменениями в психофизическом развитии и психологическом состоянии.
- лечебно-оздоровительная работа (осуществление ежегодной диспансеризации обучающихся с ОВЗ с привлечением невролога, психиатра).
4. Обновление материально-технической базы ОО
Мониторинг соответствия современным требованиям ФГОС НОО для детей с ОВЗ материально-технического, учебно-методического и дидактического обеспечения ГБОУ № 19.
Формы работы:
- самообследование материально-технических условий, созданных в ОО, на соответствие современным требованиям ФГОС НОО с ОВЗ (SWOT),
- выявление дефицитов в оснащении образовательного процесса детей с ОВЗ,
- разработка плана мероприятий по обновлению, оснащению, пополнению материально-технического, учебно-методического и дидактического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ.
Продукт проекта:
Разработка модели образовательной среды обучающихся начальной школы с ОВЗ, описывающей технологии вовлеченности и функциональной/профессиональной ответственности участников образовательного процесса (семья, педагоги, ребенок с ОВЗ, руководители ОУ) для раскрытия потенциала ребенка с ОВЗ.
Предполагаемые результаты проекта:
- Описана процессная модель образовательной среды обучающихся начальной школы с ОВЗ, способствующая раскрытию потенциала ребенка с ОВЗ:
- скоординирована деятельность всех участников образовательного процесса и социальных партнеров в процессе реализации образовательных задач, обучающихся с ОВЗ;
- обозначены зоны функциональной/профессиональной ответственности участников образовательного процесса (семья, педагоги, ребенок с ОВЗ, руководители ОУ);
- Создана комфортная образовательная среда, способствующая раскрытию возможностей личностного потенциала обучающихся с ОВЗ:
- развиты необходимые компетентности у педагогов, специалистов и родителей
- проведены мероприятия по обновлению, оснащению, пополнению учебно-методического и дидактического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ;
- проведены мероприятия по обновлению, оснащению, пополнению материально-технического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ
Показатели эффективности проекта:
- Участники образовательного процесса (семья, педагоги, ребенок с ОВЗ, руководители ОУ) действуют в логике разделенной ответственности при обеспечении образовательного процесса детей с ОВЗ: знают о своих действиях и технологиях работы на разных образовательного сопровождения детей с ОВЗ и координируют свои совместные действия, опираясь на процессную модель.
- Достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения ООП НОО, из них 20 % обучающихся с ОВЗ после окончания начальной школы изменяют свой образовательный маршрут и зачисляются в ОУ по основной образовательной программе.