+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Постановка проблемы

Координация деятельности участников образовательного процесса и социальных партнеров в процессе реализации задач образования детей с ОВЗ.

Участники проекта

обучающиеся с ОВЗ ГБОУ № 19, их родители (законные представители), администрация, педагоги и специалисты ГБОУ № 19 Василеостровского района СПб, администрация и специалисты ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района СПб.

Цель проекта

проектирование образовательной среды, с целью максимального раскрытия возможностей личностного потенциала обучающихся с ОВЗ (создания условий для максимально успешного обучения каждого ребенка с ОВЗ).

Задачи проекта

1. Создание модели комплексного психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса обучающихся с ОВЗ через взаимодействие диагностического, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического направлений деятельности

2. Создание психологически комфортной образовательной среды для учащихся, имеющих разные стартовые возможности.

Выделено 4 направления работы проекта:

1. Психолого-педагогическая работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ – включение семьи в процессы коррекции и интеграции ребенка ОВЗ

1.1 Диагностика.
Исследование семьи – изучение особенностей функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, определение дефицитов во взаимодействии с ребенком и школой.

1.2 Выбор основных направлений работы в зависимости от результатов мониторинга

1.3 Работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи семье, направленная на активизацию социальной позиции детей и родителей, повышение мотивации родителей на психолого-педагогическое сотрудничество поиск возможностей членам семьи опереться на свои собственные ресурсы, формирование адекватной оценки у родителей проблем детей с ОВЗ.

Формы работы:

  • диагностика семьи
  • консультирование родителей
  • выступления на родительских собраниях
  • участие в работе родительского клуба
  • работа в информационных пространствах (на собственном и школьном интернет-ресурсе, активность в социальных сетях, организация видеоконференций, создание и редактирование электронных учебных материалов)

2. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов школы, обучающих детей с ОВЗ

2.1 Мониторинг профессиональных дефицитов и возможностей педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ

2.2 Психологическое и методическое сопровождение педагогов, работающих с обучающимися ОВЗ, в области владения специальными методами, приемами, средствами обучения. Активизация (стимуляция) мотивационной и психологической готовности педагогического коллектива к работе с разными категориями учащихся с ОВЗ (преодоление психологических барьеров к работе с детьми с ОВЗ), формирование адекватной оценки проблем детей с ОВЗ у педагогов.

Формы работы:

  • консультирование педагогов и специалистов ОО,
  • проведение обучающих занятий, мастер-классов, практикумов с привлечением ведущих специалистов из разных образовательных учреждений (СПБ АППО, РГПУ им. А.И.Герцена, СПБ ГУ и т.п.),
  • психологическое сопровождение педагогического коллектива на разных этапах образовательного процесса (профилактика профессионального выгорания педагогов, помощь в разрешении конфликтных ситуаций и т.п.),
  • размещение информации о реализации Проекта в информационных пространствах (на интернет-ресурсах ЦППМСП и ГБОУ №19, активность в социальных сетях, организация видеоконференций, создание и редактирование электронных учебных материалов).

3. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ

Эффективное включение обучающегося с ОВЗ в среду образовательного учреждения представляется практически невозможно без специализированного психолого-педагогического сопровождения, как инклюзивного процесса, так и его отдельных структурных компонентов.

3.1 Проведение комплексной психолого-педагогической диагностики обучающихся, с целью подготовки рекомендаций (педагогам и родителям) по оказанию психолого-медико-педагогической помощи учащимся в условиях образовательного учреждения.

3.2 Привлечение специалистов ЦППМСП и педагогов школы в форме консилиумов для:

  • определения особенностей организации образовательного процесса для обучающихся, в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой его нарушения развития и степенью его выраженности, резервных возможностей ребенка с ОВЗ;
  • разработки и осуществления индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся;
  • разработки и реализации индивидуальных учебных планов, организации индивидуальных и (или) групповых занятий для обучающихся с выраженными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии;
  • обеспечения возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
  • реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

3.3 Организация процесса сопровождения обучающихся в соответствии с разработанной программой с привлечением специалистов ЦППМСП и школы (педагоги-психологи, педагоги-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги, учителя физической культуры, социальные педагоги).

Обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.

Формы работы:

  • индивидуальная и групповая психолого-педагогическая диагностика обучающихся,
  • индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с обучающимися,
  • динамическое сопровождение обучающихся (специалистами ТПМПК), поэтапный контроль за успеваемостью, изменениями в психофизическом развитии и психологическом состоянии.
  • лечебно-оздоровительная работа (осуществление ежегодной диспансеризации обучающихся с ОВЗ с привлечением невролога, психиатра).

4. Обновление материально-технической базы ОО

Мониторинг соответствия современным требованиям ФГОС НОО для детей с ОВЗ материально-технического, учебно-методического и дидактического обеспечения ГБОУ № 19.

Формы работы:

  • самообследование материально-технических условий, созданных в ОО, на соответствие современным требованиям ФГОС НОО с ОВЗ (SWOT),
  • выявление дефицитов в оснащении образовательного процесса детей с ОВЗ,
  • разработка плана мероприятий по обновлению, оснащению, пополнению материально-технического, учебно-методического и дидактического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ.

Продукт проекта:

Разработка модели образовательной среды обучающихся начальной школы с ОВЗ, описывающей технологии вовлеченности и функциональной/профессиональной ответственности участников образовательного процесса (семья, педагоги, ребенок с ОВЗ, руководители ОУ) для раскрытия потенциала ребенка с ОВЗ.

Предполагаемые результаты проекта:

  1. Описана процессная модель образовательной среды обучающихся начальной школы с ОВЗ, способствующая раскрытию потенциала ребенка с ОВЗ:
    • скоординирована деятельность всех участников образовательного процесса и социальных партнеров в процессе реализации образовательных задач, обучающихся с ОВЗ;
    • обозначены зоны функциональной/профессиональной ответственности  участников образовательного процесса (семья, педагоги, ребенок с ОВЗ, руководители ОУ);
  2. Создана комфортная образовательная среда, способствующая раскрытию возможностей личностного потенциала обучающихся с ОВЗ:
    • развиты необходимые компетентности у педагогов, специалистов и родителей
    • проведены мероприятия по обновлению, оснащению, пополнению учебно-методического и дидактического обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ;
    • проведены мероприятия по обновлению, оснащению, пополнению материально-технического  обеспечения образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ

Показатели эффективности проекта:

  1. Участники образовательного процесса (семья, педагоги, ребенок с ОВЗ, руководители ОУ) действуют в логике разделенной ответственности при обеспечении образовательного процесса детей с ОВЗ: знают о своих действиях и технологиях работы на разных образовательного сопровождения детей с ОВЗ и координируют свои совместные действия, опираясь на процессную модель.
  2. Достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения ООП НОО, из них 20 % обучающихся с ОВЗ после окончания начальной школы изменяют свой образовательный маршрут и зачисляются в ОУ по основной образовательной программе.