1-й вариант ФГОС НОО ОВЗ (1.1, 2.1, 3.1, 4.1, 5.1, 6.1, 7.1, 8.1) |
2-й вариант ФГОС НОО ОВЗ (1.2, 2.2, 3.2, 4.2, 5.2, 6.2, 7.2, 8.2) |
---|---|
Предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Обучение по первому варианту свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану. Его особые образовательные потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Как правило, это происходит на занятиях с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом. Такая форма коррекционной работы называется «психолого-педагогическим сопровождением обучающегося». Конкретное содержание сопровождения устанавливается консилиумом образовательной организации (ППк ОО), ТПМПК обозначает лишь основные его направления. Обучение по 1 варианту может быть организовано по основной образовательной программе, при необходимости — в соответствии с индивидуальным учебным планом (хотя первый вариант ФГОС НОО ОВЗ предполагает, что школьник учится по общему с детьми без ОВЗ учебному плану, в отдельных случаях возможно обучение в соответствии с индивидуальным учебным планом). Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. |
Предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения. Обучение по второму варианту свидетельствует о том, что уровень сложности образовательной программы несколько ниже, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области, обозначенные во ФГОС и АООП (занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом и др.). Наряду с академическими достижениями внимание обращено и к формированию сферы жизненной компетенции. |
Вариант 7.1. |
Вариант 7.2 |
Предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Одним из важнейших условий для выбора в пользу варианта 7.1 является устойчивость форм адаптивного поведения. |
Предназначен для образования обучающихся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы. Отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. |
Обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям (к моменту завершения обучения) образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4классы). |
Обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям (к моменту завершения обучения) с образованием обучающихся без ОВЗ. Данный вариант предполагает пролонгированные (более продолжительные) сроки обучения: пять лет, за счет введения первого дополнительного класса (1-й класс, 1-й дополнительный, 2-й, 3-й, 4-й классы). |
Обучающийся полностью включён в общий образовательный поток на всех уровнях образования. |
Вариант 7.2.может быть реализован в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Организация должна обеспечить требуемые для данного варианта и категории, обучающихся условия обучения и воспитания. |
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО и составляет не менее 5 часов в неделю. Выбор коррекционно-развивающих занятий, их количественное соотношение, содержание самостоятельно определяется образовательной организацией, исходя из психофизических особенностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР на основе рекомендаций ТПМПК и ИПР обучающихся. Как правило, это занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом и другими специалистами. |
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО и составляет не менее 5 часов в неделю. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия), "Ритмика" (групповые и (или) индивидуальные занятия). |
Вариант 5.1. |
Вариант 5.2 |
Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года. |
Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям образованию сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в пролонгированные (более продолжительные) календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями или в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах). Срок освоения АООП НОО для обучающихся с ТНР составляет 5 лет (1-й класс, 1-й дополнительный, 2-й, 3-й, 4-й классы). |
Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи, обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза, у которых имеются нарушения всех компонентов языка, детей с нарушениями чтения и письма. |
Вариант 5.2 предназначается обучающимся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это дети, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма. |
Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО. Обязательными условиями реализации АООП НОО для обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. |
Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО. Выделяются дополнительные задачи реализации содержания: Предметная область: Филология. Дополнительные задачи реализации содержания: Овладение грамотой. Профилактика специфических и сопутствующих (графических, орфографических) ошибок. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Развитие способности пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту бытовых задач. Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для обучающихся с ТНР обязательной частью учебного плана не предусматриваются часы на изучение учебного предмета "Иностранный язык" Обучение иностранному языку возможно на факультативных занятиях с обучающимися, речевые и психические возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета. Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для продолжения образования на следующем уровне образования, развитие учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Для изучения иностранного языка возможно использовать и часы внеурочной деятельности |
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР. Как правило, это занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом и другими специалистами. |
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: "Произношение", "Логопедическая ритмика", "Развитие речи". |