ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Комплексная программа рассчитана на всех участников образовательного процесса: учащихся с 1-го по 9-й классы, родителей и педагогов.
Основной целью программы является профилактика правонарушений несовершеннолетних на основе комплексного подхода через формирование социальной и психологической устойчивости детей и подростков к негативным проявлениям окружающей действительности.
В задачи программы входит:
- формирование правовой культуры и гражданского самосознания учащихся
- расширение кругозора в сфере правовых знаний всех участников образовательного процесса
- формирование первичных навыков эффективного взаимодействия и психологической невосприимчивости к вредным социальным влияниям
- развитие навыков ответственного принятия решений, умения правильно оценивать себя, свое поведение, ту или иную жизненную ситуацию.
Программа предполагает:
- занятия с учащимися с 1-го по 9-й классы (четыре части, программы в которых могут использоваться и по-отдельности);
- лекции для родителей на базе ОУ (правовая часть);
- тематические сообщения на педагогических советах или методических объединениях (правовая часть).
I. Правовая часть (информационно-просветительские занятия)
№ |
Тема занятия (одно занятие – 1 час) |
Контингент | |
---|---|---|---|
Работа с учащимися | |||
1 |
Правила поведения на улице, в транспорте и общественных местах |
учащиеся 1-4 кл |
|
2 |
Как не стать жертвой преступления ( собственная безопасность) |
учащиеся 1-6 кл |
|
3 |
Профилактика детского травматизма |
учащиеся 1-7 кл |
|
4 |
Несовершеннолетние и закон |
учащиеся 5-7 кл |
|
5 |
Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних и родителей |
учащиеся 8-9 кл |
|
6 |
Административная ответственность несовершеннолетних и родителей |
учащиеся 8-9 кл |
|
7 |
Уголовная ответственность несовершеннолетних |
учащиеся 8-9 кл |
|
8 |
Несовершеннолетние и уголовно-процессуальный кодекс |
учащиеся 8-9 кл |
|
Работа с родителями | |||
1 |
Ответственность родителей за воспитание и поведение детей (гражданско-правовая, административная, уголовная) |
родители учащихся 1-9 кл |
|
2 |
Антиалкогольное воспитание в семье |
родители учащихся 7-9 кл |
|
3 |
Как уберечь ребенка от наркотиков |
родители учащихся 7-9 кл |
|
Работа с педагогами | |||
1 |
Особенности работы с детьми, склонными к девиантному поведению |
педагоги |
|
2 |
Организация работы классных руководителей с семьями группы риска |
педагоги |
|
3 |
Основные задачи антиалкогольного воспитания учащихся |
педагоги |
II. Психолого-педагогическая часть включает 3 самостоятельные программы:
№ |
Тема программы |
контингент |
---|---|---|
1 |
«Шаги к взрослению» - профилактика дезадаптивного поведения |
6 класс |
2 |
«Знаю. Умею. Могу» - развитие способности адаптации к требованиям социальной среды |
7-9 классы |
3 |
«От Я к МЫ и обратно» - развитие позитивной Я-концепции |
8-9 классы |
III. Социально-психологическая часть
№ |
Тема занятия |
контингент |
---|---|---|
1 |
Основные понятия по охране правопорядка: закон, органы правопорядка, профессии, Декларация прав человека (1 час с презентацией) |
1-5 классы |
2 |
«Закон за тебя, если ты за него». Применение полученных знаний к жизненным ситуациям. Командная игра (1 час) |
|
3 |
«Преступление и наказание. Цена скейтборда» Тренинг (2 часа) |
7-8 классы |
IV. Социо-культурная часть
Социально-психологический тренинг для 5-9-х классов «Это касается каждого из нас»
Цель: Профилактика конфликтного поведения подростков и формирование основ толерантного мировоззрения.