(812) 715-12-06, +7 901 315-12-06

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00VK

В настоящее время коммуникативному развитию детей дошкольного возраста уделяется незначительное внимание. Чаще всего отношения сверстников строятся спонтанно. В современном обществе детям недостаточно доступно свободное общение друг с другом. При этом детей редко специально обучают эффективным приемам взаимодействия с другими детьми. Практика показывает, что наибольшие трудности ребенок дошкольного возраста испытывает именно в сфере общения и взаимодействия со своими сверстниками. Это проявляется в повышенной тревожности, агрессии, неумении договориться, видеть особенности другого, невозможность осуществлять совместную деятельность.

Оптимальным возрастным периодом для зарождения и интенсивного развития общения у детей является дошкольный возраст.

Создание необходимых условий для развития общения детей дошкольного возраста способствует лучшей социализации ребенка.

Детям в возрасте от 3 до 4 лет рекомендуется специально создавать условия для общения со сверстниками (на прогулке, дома, на даче и др.), побуждать интерес, формировать положительный образ другого ребенка, привлекать внимание к его качествам, способностям, умениям. Для этого можно организовывать с ребенком и его сверстниками совместные игры (сюжетно-ролевые, спортивные, дидактические), обсуждать с ним способности, умения, успехи сверстников, положительно оценивать участие самого ребенка в игре и общении с другими детьми.

Не следует ограничивать эмоциональное взаимодействие детей, естественный шум, инициативные действия, речевые проявления. Все это развивает творческую инициативу ребенка, позволяет ему получить положительные эмоции, удовольствие от общения, помогает установить контакты, подружиться.

Также важно организовывать игры с куклами (кукольный театр), где взрослый и ребенок от лица кукол будут разыгрывать различные ситуации, в которых нужно делиться игрушками (у мишки много игрушек, а у зайки ни одной); учитывать мнение другого (зайка хочет пойти гулять, а мишка — читать книжку). Задача ребенка — найти выход из затруднительной ситуации. Взрослый помогает в случае необходимости.

У детей от 4 до 6 лет важно поощрять сюжетно-ролевые игры. Для этого нужно:

  • выделять время для свободной игры детей;
  • иметь соответствующие наборы игрушек;
  • выступать на начальном этапе игры организатором, а если необходимо — то партнером (например, сыграть роль бабушки, которая по условиям игры приехала в гости);
  • вовлекать в игру других детей;
  • помогать при распределении ролей, разработке сюжета, поиске предметов-заместителей и т. д.

В ходе игры родители могут научить ребенка учитывать желания и интересы партнера, разрешать конфликты, сотрудничать, согласовывать свои действия с действиями сверстника. Например, в случае конфликта, когда дети не могут договориться о развитии сюжета, взрослый может предложить обсудить мнение каждого участника игры, найти компромисс, помочь учесть интересы каждого и продолжить игру.

Стоит обратить внимание, что конкуренция между детьми за похвалу взрослого — закономерность развития. Однако необходимо учить ребенка радоваться не только своим достижениям, но и видеть успехи другого. Например, в играх с правилами взрослый может показать ребенку положительный пример: проявлять радость, когда партнер получает дополнительный ход, и огорчение — при пропуске хода.

Родителям детей от 6 до 7 лет рекомендуется поощрять общение ребенка с предпочитаемым сверстником, которого он называет своим другом (приглашать на совместную прогулку, в кино, в гости и др.). Полезно обсудить, чем ему нравится его друг, что они вместе делают, в какие игры играют, в каких случаях ребенок сердится или обижается на своего друга. Это поможет ему разобраться в своих предпочтениях, чувствах, расширит представления о другом ребенке, положительных и отрицательных личностных качествах, межличностных отношениях.

Важно развивать у ребенка умение понимать эмоции и переживания другого, учить проявлять сочувствие, сопереживание человеку, который обижен или расстроен. Для этого при совместном чтении литературы, просмотре мультфильмов нужно обсуждать с ребенком чувства и переживания героев, причины их возникновения, возможности проявить сочувствие и помощь.

Важным условием развития позитивных отношений ребенка со сверстниками, установления дружеских связей с другими детьми являются позитивные и гармоничные детско-родительские отношения.

Поэтому важно:

  1. Больше разговаривать с ребенком
    Дети, у которых есть проблемы с общением, часто не любят разговаривать вовсе. Задача родителя в таком случае, создать атмосферу, в которой у ребенка возникло бы желание делиться мыслями и озарениями. Многие таланты и способности ребенка развиваются в семье. Если он научится открыто и без стеснения разговаривать с родственниками, то перед друзьями точно не будет стесняться. Важно создавать семейные традиции, которые связаны с теплым и доверительным общением. Например, регулярно рассказывать друг другу, как прошел день. Какими позитивными и негативными моментами он был наполнен. Вместе радоваться положительным событиям и обсуждать негативную сторону дня. Если возникают проблемы, важно их обсудить и найти нужное решение.
  1. Учиться слушать друг друга
    Умение слушать - это один из важнейших навыков, который поможет ребенку развивать навыки общения. Если ребенок начинает делиться мыслями, но вы его не слушаете или делаете вид, что слушаете, он сразу это почувствует. Как только придет понимание, что он рассказывает свои мысли зря, ребенок перестанет делиться. Между людьми возникает доверие тогда, когда каждый уверен, что его слышат и понимают. Для семьи это правило не является исключением. Уважайте мнение ребенка, внимательно слушайте его и цените. Если ребенок вас не слушает, мягким и спокойным тоном объясните свои представления и ожидания. Поразмышляйте вместе о важности уметь слушать и слышать других.