(812) 715-12-06, +7 901 315-12-06

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00VK

«Наше внимание - самый ценный ресурс.
То, на что мы обращаем внимание,
умножается в наших жизнях».
Павел Дуров

Необходимо отметить, что данная статья является результатом моей многолетней деятельности. Благодаря которой при тщательном подборе материала на специальных психолого-педагогических занятиях у детей младшего школьного возраста с недостаточным развитием памяти, внимания, мышления, и имеющими проблемы в усвоении учебного материала, заметно повысился уровень обучаемости.

В своей работе я использую комплекс игр и заданий на развитие памяти, внимания и мышления. Но в данной статье я хочу сделать акцент на тренировке внимания. Потому, что значимость внимания в жизни человека, его определяющая роль в отборе содержаний сознательного опыта, запоминании и обучении очевидны. Психологи установили,  что чем выше уровень развития внимания, тем выше эффектив­ность обучения. Именно невнимательность явля­ется главной причиной плохой успеваемости детей в школе, особенно в младших классах.

Чтобы ребёнок стал более внимательным, нужно научить его подчинять свое внимание сознательно поставленной цели и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства

Использование предложенных игр и заданий позволяет значительно улучшать базовые характеристики процесса внимания (устойчивость и концентрацию, произвольность), способствует развитию внимательности как качества личности, благоприятно сказывается на скорости восприятия и переработки информации.

В данной работе предлагаются специально подобранные игры и задания на тренировку внимания, призванные стать частью повседневной жизни ребёнка с тем, чтобы лучше учиться и добиться хороших результатов.

Например, можно предложить ребёнку такие игры и задания на развитие внимания:

  1. Игра «Раки-рыбы-рамы» на развитие устойчивости и переключения слухового внимания.
    По команде «Раки»- присесть на корточки;
    По команде «Рыбы» - пересесть на другой стул;
    По команде «Рамы»- хлопнуть в ладоши.
  2. Игра «4 карточки» (красная, зелёная, синяя, белая).
    Игра развивает переключение слухового внимания.
    При показе ребёнку «красной» карточки - руки вверх
    При показе ребёнку «зелёной» карточки - правая рука вправо
    При показе ребёнку «синей» карточки - левую руку согнуть в локте
    При показе ребёнку «белой» карточки - руки вниз.
  3. Упражнение «Собери букет» (животных в зоопарк, овощи в корзинку и т.д. (развитие слухового внимания и памяти).
    Эту веселую игру можно провести вдвоем, втроем и с большим количеством человек, состязаясь в умении запоминать слова в заданном порядке.
    - Роза, - говорит один.
    Второй игрок, повторяя названный цветок, добавляет к нему название другого цветка:
    - Роза, тюльпан.
    - Роза, тюльпан, ромашка, - говорит третий.
    Если играют трое, то очередь переходит снова к первому. Он должен пополнить перечень цветов еще одним названием.
    Так, каждый раз прибавляя по одному цветку, играющие в свой очередной ход должны повторять все названные раньше названия цветов, упоминая их в том же порядке и не пропуская ни одного.
    Игра продолжается, пока хватает объёма памяти и внимания игроков.
  1. Упражнение «Будь внимателен!» на развитие устойчивости и переключения слухового внимания. Детям (или одному ребёнку) называются любые слова: пол, кровать, мышка, шишка, нога, жираф, торт и т.д. Они слушают и делают хлопок в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное (еду, овощи, фрукты и т.д.)
    Затем можно объединить первое и второе задания, т.е. ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какой-либо фрукт.
    Такие и подобные им упражнения развивают не только внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, но и расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры в группе, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.
  2. Игра «Топни-хлопни». Игра на развитие слухового и моторного внимания, памяти.
    Можно играть индивидуально или группой. Взрослый произносит фразы-понятия - правильные и неправильные. Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают. Примеры: «Зимой всегда идет дождь». «Картошку едят сырую». «Ворона - перелетная птица». Соответственно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.
  3. Упражнение «Запомни и сосчитай», направленное на увеличение уровня распределения слухового внимания (умения выполнять несколько дел одновременно, тренировка помехоустойчивости).
    Вслух зачитывается небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.
    Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получают, например, жетон. Так как на занятии лучше играть несколько раз, подсчет жетонов проводится в конце занятия, и победители как-нибудь поощряются. В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.
  4. Упражнение «Дорожки-лабиринты».
    Игра для развития устойчивости внимания. Здесь тематика может быть различная. Смысл в том, что детям (одному ребенку) предлагается рисунок с запутанными линиями и необходимо пройти по ним не проводя карандашом по линиям. Например, изображение разных животных, каждый из которых с кем-то дружит. Запутанные линии соединяют животных с их друзьями (другими животными). Детям нужно определить, кто с кем дружит, Если же задание сложно без сенсо-моторного контроля, тогда можно разрешить рисовать по линиям (но со временем отказываемся от карандаша).
  5. Игра «Запомни внешний вид» для тренировки наблюдательности.
    Один ребёнок внимательно осматривает и пытается запомнить внешний вид своего партнёра. Затем, отвернувшись, отвечает на вопросы о том, например какого цвета у партнёра глаза, или какие одеты вещи и т.п.
    Другой вариант проведения игры (группой): все становятся в одну шеренгу. Жребием выбирается ребенок и ему предлагается запомнить внешний вид каждого участника игры. На это дается 1-2 минуты. После этого ребенок отворачивается или выходит в другую комнату. Оставшиеся участники игры вносят мелкие изменения в костюм или прическу: можно приколоть значок или, наоборот, снять его, расстегнуть или застегнуть пуговицу, поменяться друг с другом местами, изменить прическу и т.д. Затем запоминавший должен назвать те изменения, которые ему удалось заметить.
  6. Упражнение «Раскрась вторую половинку».
    Это упражнение направлено на развитие концентрации зрительного внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И дети должны раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).
  7. Картинки «Найди отличие».
    Ребенку предлагается взглянуть на две «одинаковые» картинки. На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть он постарается обнаружить различия. Вначале ребёнок смотрит и находит отличия, сравнивая их. Усложнение этой игры: найти различия по памяти. То есть запоминается первая картинка, затем она закрывается. И показывается вторая картинка. Различия находятся по памяти.
  8. Игра «Муха». Она направлена на развитие зрительного внимания, а также на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.
    Игру можно проводить индивидуально и в группе.
    «Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки (например, их 9). По этому полю летает муха. Муха двигается по команде. Она может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю муху в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
    Внимание! Начали! Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где находится муха». (Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение мухи, или взять фишку вместо мухи и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).
    Когда поле из 9 клеток будет освоено, можно перейти к движению по полю из 16, 25 и более клеток. Можно усложнять задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.
  9. Упражнение «Запомни и ответь на вопросы» на развитие зрительного внимания и памяти.
    Ребенку на короткое время (30 секунд) предъявляется картинка с изображением различных предметов. После этого картинку убирают, и ребенок по памяти должен ответить на вопросы, которые касаются показанных ему предметов или их изображений. Например:
    - Какие предметы нарисованы на картинке?
    - Сколько было предметов на картинке?
    - Сколько конфет на картинке?
    - А были ли на картинке часы?
    - Сколько времени показывали часы?
  10. Упражнение «Шурум-бурум» направлено на повышение концентрации и устойчивости зрительного внимания, а также на тренировку тонкой моторики руки и сенсо-моторной координации. Обязательное условие проведения - знание детьми букв и умение их писать.
    Детям предлагается без ошибок переписать строчки, состоящие из бессмысленных наборов букв.
  11. Упражнение «Найди и вычеркни» (развитие умения анализировать написанные слова). Данное упражнение направлено на развитие умения анализировать написанные слова, «видеть» буквы в них, а в результате сформировать внимательность. Оно представляет собой игру, которая в основе своей имеет тест «корректурная проба». Для нее берутся тексты или наборы букв крупным шрифтом.
    1 вариант: Детям предлагается вычеркнуть все встретившиеся буквы «А». Проверку заданий проводит каждый самостоятельно, а затем можно сделать проверку «сосед у соседа». Если они не заметят каких-то пропусков, хотя в этом возрасте дети более пристрастны к чужим работам, чем к своим, то это неважно, главное, что в течение нескольких минут ребенок будет находиться в состоянии сосредоточенности.
    2 вариант: Игру можно усложнить. Например, вычеркивать в каждой строчке ту букву, которая стоит в ней первой:
    3 вариант: Одну букву в строчке вычеркивать, а другую подчеркивать.
    Например, «А» - вычеркиваем, а букву «О» подчеркиваем.

Для занятий на развитие внимания не требуется большого количества времени и специальных помещений. Их может использовать и педагог в перерывах между уроками, на уроках, и родители. Некоторые игры можно проводить по дороге в школу или домой, ну и конечно дома. Игр на развитие внимания множество. Здесь предложена только часть их. При желании список можно расширить. А также предложенные игры можно усовершенствовать или проявить фантазию и придумать на их основе новые. Но только учесть главное условие, что проводимые игры должны соответствовать возрасту ребёнка и его уровню развития. А также важно то, что при выполнении игр и заданий должна быть постоянная смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным). Это необходимо, поскольку постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна для ребенка.

Самое главное правило: игры и задания на тренировку внимания не должны проводиться фрагментарно. Это должна быть специально организованная планомерная работа.

В заключение несколько психологических рекомендаций для взрослых, занимающихся играми и выполнением игр и упражнений с детьми. Следуйте им во время повседневных занятий с младшим школьником:

  • Проявляйте терпение, внимание, такт по отношению к ребёнку.
  • Создайте непринуждённую обстановку, чтобы ребёнок не боялся, что его действия будут отрицательно оценены. Избегайте оценок, порицаний, замечаний, а тем более наказаний. Улыбка, похвала, тёплое слово, ласковое прикосновение - вот самые главные помощники для успеха ребёнка.
  • Не заставляйте и не принуждайте ребёнка к выполнению упражнений, а старайтесь «втянуть» его в занятие.
  • Принимайте ребёнка таким, каков он есть.

Литература

  1. Забрамная С.Д. Развивающие занятия с детьми. - Центр гуманитарной литературы «РОН», 2001.
  2. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет. - М., 2001.
  3. Фопель К. Энергия паузы: Психологические игры и упражнения. - М., 2001.
  4. Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы: рекомендации практического психолога. - СПб., 1996.
  5. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль, 1997.
  6. Сиротюк Л.В. Обучение детей с учетом психофизиологии. - Сфера, 2001.
  7. https://infourok.ru
  8. https://ped-kopilka.ru
  9. https://nsportal.ru