+7 (812) 715-12-06VK

Пн-Пт с 10.00 до 18.00     Сб с 11.00 до 15.00

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Психологическая готовность к школе – это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

Составляющие психологической готовности ребенка к школе:

  • мотивационная готовность
  • эмоционально-волевая готовность
  • интеллектуальная готовность
  • личностно-социальная готовность

Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации

Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности, умении трудиться и желании занять новую социальную позицию в обществе. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких “почемучек”, как можно больше читать им, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Если вы видите, что ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Предложенная вами помощь поможет малышу справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за то, что он доделал до конца начатую работу. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. Постепенно у ребенка войдет в привычку стараться доводить начатое до конца, а если не получается, то обращаться за помощью к взрослому. Но взрослые каждый раз должны внимательно оценивать ситуацию, действительно ли нужна их помощь или ребенку лень самому потрудиться. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу.

Как понять, есть ли у ребенка желание учиться?

Сочините ребёнку небольшую сказку о зверушках, в которой каждый персонаж по- своему объясняет своё желание учиться.

Например, один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет, а если бы не заставляла, я бы в школу не ходил».

Второй: « Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, узнавать новое, нравиться делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился».

Третий: « Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

Четвёртый: « Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, чувствую себя взрослым, а до школы был маленьким».

Пятый: « Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, выучишься -можешь стать кем захочешь».

А теперь Вы спросите своего ребёнка: « Как ты считаешь, почему нужно ходить в школу?»

Если он настроен исключительно на игру и среди его соображений нет ни одного учебно-познавательного мотива, вряд ли ребёнок психологически готов получать знания за школьной партой.

Эмоционально-волевая готовность, или определенный уровень развития произвольного поведения

Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение.

В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:

  • не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
  • не умеет работать по правилу;
  • не умеет работать по образцу;
  • нарушает дисциплину.

Обучение в первом классе в основном опирается на умение работать по образцу. С работой по образцу плохо справляются те дети, которые в дошкольном детстве мало занимались этим видом деятельности. Из бесед с их родителями выяснилось, что они не складывали кубики с фрагментами рисунка по образцам рисунков, не выкладывали по образцу мозаику, не собирали конструкторы по заданным картинкам и просто никогда ничего не срисовывали. С работой по правилу также в основном не справляются те ребята, которые до школы не играли в игры с правилами. Игры учат детей спокойно дожидаться своей очереди, своего хода, с достоинством проигрывать и т.д.

Как повысить уровень самоконтроля ребенка?

Поиграйте с ребёнком в такую игру «да» и «нет» не говорить, «чёрное» и «белое» не называть. Задавайте ему простые вопросы: «Ты, любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?» Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя чёрного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10.

Если малыш отвечал без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок, а это одно из важнейших условий успешной учёбы. « Неуспешные школьники» даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определённой последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Тренировка способность к самоконтролю происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных «игр по правилам». Например, предложите ребёнку: « Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их повторять за мной. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. А если услышишь название цветка, то хлопни в ладоши один раз». Примерный список слов: окно, стул, ромашка, ириска, плечо, шкаф, василёк, книга и т.д. Варианты: нельзя повторять названия животных, имена девочек... и т.д. Когда ребёнок хорошо и постоянно станет удерживать правило, можно переходить к игре с одновременным использованием двух правил. Например, нельзя повторять названия птиц, а нужно их отмечать одним хлопком, а также нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зелёный цвет), а нужно их отмечать двумя хлопками.

Интеллектуальная (или познавательная) готовность

Это необходимый уровень развития мышления, внимания, памяти, готовность руки к письму, а также необходимые учебные навыки (счет, чтение, письмо). Внимание родителей, как правило, сосредоточено именно на них. Однако, если вы хотите, чтобы ваш ребенок чувствовал себя успешным, гораздо важнее позаботиться о том, чтобы на высоком уровне были развиты его способности. Чтобы он мог уверенно держать ручку и проводить четкие линии (развитая мелкая моторика рук), чтобы у него были сформированы пространственные представления, фонематический слух (умение правильно различать звуки в словах), мышление и память.

Как определить уровень интеллектуального развития ребенка?

Словесно-логическое мышление

Попросите ребёнка закончить предложения: « Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то...», « Прошёл дождь, поэтому. », « У Антона сегодня отличное настроение, потому что. »

В игре « Четвёртый лишний» ребёнку предлагают ряды из четырёх слов. В каждом случае ему нужно убрать одно, на его взгляд, лишнее. Например, стол, стул, диван, окно. Или, брюки, рубашка, юбка, мальчик.

Игра « Аналогии» поможет определить, насколько у ребёнка сформировались основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых - пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день-ночь, лето-.», «часы-время», градусник -.», « глаз-зрение, ухо-.».

Если при выполнении вышеперечисленных игр-заданий ребёнок допускает 1-2 ошибки, значит, этот процесс протекает нормально. Если больше, то необходимо заняться его тренировкой. Недостаточное развитие словесно-логического мышления приводит к трудностям в обучении. В частности при совершении любых логических действий (анализ, обобщение, выделение главного при построении выводов) и операций со словами.

Развитие речи

Если при рассказе ребёнок с трудом согласовывает слова, не может правильно строить предложения, логично выстроить сюжетную линию (начало, середина, конец), значит, Вам нужно с ребёнком поработать над развитием речи. Самый эффективный способ-чтение книг вслух. Читайте ребёнку сказки или небольшие по объему рассказы не менее получаса в день. Задавайте вопросы по прочитанному, заодно тренируя память и внимание. Расспрашивайте малыша каждый день о том, что интересного он сегодня увидел, узнал.

Фонематический слух

Поиграйте с ребёнком в такую игру « Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора» , и повторяете его несколько раз, потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребёнка услышать другое слово и назвать его.

Если ребёнок слышит и называет лишние слова, без труда делит слово на части, значит, с фонематическим слухом у него всё в порядке. Если же ошибается, ему обязательно нужно тренировать слух логопедическими упражнениями, в противном случае у него могут возникнуть проблемы при обучении русскому языку (в частности, орфографии).

Мелкая моторика

На тетрадном листе в клеточку нарисуйте узор, состоящий из геометрических фигур, и попросите малыша повторить его.

Обратите внимание, как ребёнок владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры. Если ему трудно справляться с этими заданиями, значит, мелкие мышцы его руки нуждаются в тренировке. Почему это так важно? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечающие за речь и движения пальцев рук находятся очень близко. Стимулируя мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, массажа рук, лепки из пластилина, солёного теста, мы тем самым активизируем отделы мозга, отвечающие за развитие речи.

Личностно-социальная готовность, или умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми

Взаимоотношения детей в период обучения в школе становятся глубже, содержательнее. Формула «кто со мной сейчас поиграл, тот и мой друг» перестает работать. Мнение одноклассников становится значимо и начинает влиять на самооценку, на представление ребенка о себе.

Готовя ребенка к школе, его следует учить:

  • правилам общения;
  • умению вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;
  • умению управлять своим поведением без агрессивности;
  • умению быстро осваиваться в новой обстановке.