28 - 29 марта ГБУ ДО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Василеостровского района и Институт детства РГПУ им.А.И.Герцена провели конференцию «PRO Наставничество. Лаборатория партнерства» в рамках XIII Петербургского международного образовательного форума.
Участникам конференции были представлены возможные модели наставничества между разными типами образовательных организаций городского кластера, с целью апробации механизма наставничества в системе подготовки студентов - будущих педагогов. Были озвучены дефициты в развитии профессиональной компетентности будущих педагогов и определены пути их преодоления, заключающиеся в привлечении различных групп субъектов профессионального педагогического сообщества.
Участниками конференции стали 140 человек из 11 регионов России. Нас посетили коллеги из Омска, Новосибирска, Башкортостана, Ульяновска, Тюмени и других городов нашей страны.
Первый день конференции проходил на базе Института детства РГПУ им.А.И.Герцена. В начале мероприятия состоялась панельная дискуссия, модератором которой была директор Института детства Новицкая Виктория Александровна. Спикеры дискуссии обратили внимание участников на ценность и сильные стороны наставничества, обсудили различные модели института наставничества в современности, обратились к определениям и смыслу наставничества как социального явления, выделили возможные роли наставника в системе образования.
Баронене С.Г к.филос.н., доцент НИУ ВШЭ раскрыла типы наставничества и типы задач в образовательных учреждениях педагогической направленности; Новицкая В.А., к.пед.наук рассказала о наставничестве, как ключевой стратегии подготовки педагогов в Институте детства; методист ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района Машевская С.Г. озвучила проблему дефицита профессионально компетентностных выпускников на рынке труда.
В этот день в роли наставников смогли побывать и студенты Института детства, показав на Студенческой ярмарке «Умею сам- научу других!» мастер-классы для специалистов системы образования.
В рамках мастерской Лаборатория наставничества были проведены мастер-классы наставников - специалистов системы образования, являющимися потенциальными работодателями будущих выпускников:
- «Наставничество в начальной школе: учусь быть взрослым и ответственным за других?» - Корытова Е. В. учитель начальных классов, заведующий медиатекой, наставник ГБОУ школа № 703 Московского района СПб
- Игра «Прокачай свои скилы»-Чвыкова А. А, методист ИМЦ Петроградского района
- «Опыт наставничества в инклюзивной среде: эффективные практики» (разбор кейсов) -Кондратьева Е.В., заместитель директора ГБОУ СОШ 19 Василеостровского района.
- Проект по наставничеству «Войди в историю: как студенты помогают изучать историю Санкт-Петербурга младшим школьникам» -Лужецкая И. Г., директор ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ Московского района, Лебедева Надежда Михайловна, зам. директора ГБУ ДППО ЦПКС ИМЦ , Хухрина О.В. начальник отдела по научно-просветительской деятельности СПБ ГБУК "МВЦ" ИСТОРИЧЕСКОГО ПАРКА «РОССИЯ — МОЯ ИСТОРИЯ», Савинова Л.Ю. к. пед.наук, доцент РГПУ им А.И. Герцена, Нужнова Н. М., доцент РГПУ им А.И. Герцена
Подведение итогов первого дня прошло в неформальной обстановке, где специалисты системы образования из разных регионов Российской Федерации обсудили ряд основополагающих вопросов взаимодействия в рамках организации процесса наставничества.
Вторая часть конференции состоялась 29 марта в Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям Василеостровского района. В этот день прошло пленарное заседание, а также, состоялись мастер-классы от наставников - специалистов Центра для студентов Института Детства, подготовленные по результатам проведенного Центром мониторинга профессиональных интересов студентов
На пленарном заседании студентов РГПУ им. А.И. Герцена приветствовала директор ГБУ ДО ЦППМСП Окунева Светлана Валентиновна, представив направления работы Центра, а также возможные формы наставничества Центра с Институтом детства.
Живой интерес вызывало у студентов участие в мастер-классах, проводимых специалистами Центра:
- Возможности и особенности мульт-терапии при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (педагоги-психологи Киселева О.В., Трифонова Е.М.)
- Компетенции будущего. Универсальные навыки заботы о себе «Self-skills» в программе профилактики профессионального выгорания (педагоги-психологи Надвоцкая Г.А., Горбова Е.А)
- Техники музыкальной и арт-терапии в работе с детьми и подростками (педагоги-психологи Анашкина Е.В., Баскакова –Перминова Л.Ю.)
- Медиативные технологии в урегулировании конфликтов – в помощь педагогам-молодым специалистам (педагоги-психологи Быкова Л.В., Александрова Н.А.)
- Формирование психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста для предупреждения зависимого поведения (педагоги-психологи Макаренко А.Е., Семашко С.И.)
- Применение метода замещающего онтогенеза или нейропсихологической коррекции в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в развитии (ЗПР, ТНР и др.) (педагог-психолог Колкова Л.В.)
В завершении конференции студенты имели возможность в творческой форме поделиться своими впечатлениями с другими участниками конференции. По отзывам студентов: «Наставник – это в первую очередь «Вдохновитель» профессиональных свершений и самореализации!»
Хочется отметить, что организаторы конференции воодушевлены стартом проекта и строят большие планы на его развитие и реализацию.
Петербургский образовательный форум проводится с 2010 года, с 2017 года – в международном статусе.
XIII Петербургский международный образовательный форум прошел в нашем городе с 27 по 31 марта 2023 года.
Мероприятия форума традиционно охватывают широкий спектр актуальных вопросов сферы образования.
Участников ждали семинары, конференции, творческие стратегические сессии, мастер-классы, круглые столы и воркшопы.
Программа форума включала 12 тематических треков, которые позволили с разных сторон рассмотреть современную образовательную систему.
Программа опубликована на официальном сайте Петербургского международного образовательного форума (https://www.eduforum.spb.ru/program/schedule/).