Статьи

Школьники за столом переговоров. Особенности применения медиации при решении школьных конфликтов

Статья опубликована в сборнике «Психолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка» : материалы Всероссийской научно–практической конференции/под ред. И.В.Васютенковой -  СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО»., 2018

Быкова Лада Викторовна
ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровского района г.Санкт-Петербург

Аннотация. В статье рассмотрены факторы, определяющие эффективность деятельности службы школьной медиации, к их числу относятся организационные, информационные и факторы методической обеспеченности. Самостоятельное решение  школьниками конфликтов с применением медиации   положительно влияет на  их личностное развитие. Медиаторы-ровесники действительно  могут  помогать одноклассникам в решении их конфликтов, но  их деятельность должна быть организована педагогами.  Наличие команды медиаторов-ровесников является показателем развитой  службы школьной медиации. 

Annotation. This article reviews the factors determining the effectiveness of the school mediation service. These include organizational, informational and methodological factors. Conflict resolution by students with using of mediation positively affects their personal development. Peer mediators can really help classmates in solving their conflicts, but their activities should be organized by educators. The presence of a team of peer mediators is an indicator of the effective service of school mediation.

Ключевые слова: конфликт, медиатор-ровесник, межличностные отношения, переговоры, урегулирование конфликтных ситуаций, школьная медиация.

Key words: conflict, peer mediator, interpersonal relations, negotiations, conflict resolution, school mediation.

Службы медиации, развиваются в школах Санкт-Петербурга  с начала 2014 года, и  становятся особым  пространством в школе, где встречаются люди разных возрастов и разных социальных статусов,  и где формируется культура диалога и уважения интересов и прав каждого.  Рассмотрим типичный для школьной службы медиации случай.

 В службу сопровождения обратился шестиклассник с жалобой, что   классный  руководитель,  не помогает ему  в конфликте в классе. Социальный педагог стала спрашивать, какая помощь нужна обратившемуся; выяснилось, что его беспокоит конфликт с одноклассником. В службе сопровождения  в это время находились школьные медиаторы (члены Службы школьной медиации),  и шестикласснику предложили встретиться  с «обидчиками»  по урегулированию их конфликта. Инициатор согласился, выяснилось, что актуальной  является ссора только с одним одноклассником, его  позвали на встречу. Ребят   усадили за общий стол, провели вступительную часть, в т.ч.  рассказали о принципах работы, о правилах безопасности, ограничили время проведения встречи, и  процесс медиации был запущен.

Какие факторы  должны   сложиться удачным образом, чтобы встреча состоялась, и, оперативно, «по горячим следам»  конфликт стали  урегулировать?  Выделим три  группы факторов.   Первая группа  - организационные факторы - во время учебного процесса в школе  на рабочих местах находятся  социальный педагог, психолог, и эти специалисты – подготовленные медиаторы,  в  их рабочем расписании  выделено  время на работу с конфликтом; завуч и педагоги могут, в исключительных случаях, отпустить учащихся с урока для переговоров и  решения  конфликта; родители знали о  деятельности службы медиации и дали в начале года  разрешение на применение медиации при урегулировании конфликта.  Вторая группа - информационные факторы, -  учащийся (инициатор решения конфликта),  самостоятельно  обратился в службу за помощью,   он знал, что во всех сложных ситуациях в школе нужно обращаться  к взрослым, он знал, что в школе работает служба сопровождения и знал, где она расположена;  он был настойчивым и ответственным  в своем желании решить конфликт и защитить свои интересы (с его слов, классный руководитель не обратила внимания на его просьбу, тогда он пришел  к социальному педагогу), он знал, что такое «медиация». Третья группа – методические факторы, -  социальный педагог и психолог  оценили возможные варианты решения конфликта, оценили медиабельность случая и перспективы его решения,  переформулировали запрос учащегося и предложили другой вариант решения конфликта.  Совокупность  организационных  факторов, информирование и просвещение  участников образовательного процесса о преимуществах медиации и о деятельности СШМ,  в сочетании с  методически грамотной  работой  по обучению  медиации  и применению процедуры медиации для решения конфликтов, -  создает условия, при которых учащиеся выбирают медиацию и переговоры  в качестве эффективного  способа  решения конфликтов.

Урегулирование конфликта между шестиклассниками заняло около 40 минут, взрослые  участники встречи  (медиаторы) были очень сосредоточены и готовы остановить встречу при заключении первых договоренностей, поскольку на следующем уроке были запланированы другие занятия с классами. Но стороны конфликта были знакомы с процедурой, вели себя очень конструктивно, и не смотря на обиды, слезы, которые появлялись у обоих мальчиков при  воспоминаниях о несправедливости и злости, которая присутствовала в их отношениях, были полны решимости высказаться по поводу их конфликта.

По нашим данным [1], информационно-просветительские программы для школьников, в ходе которых ребята знакомятся с основами медиации,  практически осваивая алгоритмы решения конфликтов [6], повышают готовность  решать конфликт и защищать свои интересы, формируют активную жизненную позицию.  Проведение  медиации позволяет реализовать   потребности  учащихся: самостоятельно принимать решения,  защищать личную  информацию, занимать в коллективе определенный социальный статус, быть активным и продуктивным, сохранять нормальные отношения с одноклассниками. Переговоры по урегулированию конфликтов дают ребятам опыт активного, ответственного, «взрослого» отношения к своей жизни, которую удается взять под свой контроль. В переговорах проявляется  понимание границ безопасности и  потенциально опасных действий, которые могут  иметь негативные последствия, например, разглашение личной информации, услышанной в ходе медиации. Никто из участников медиации не может гарантировать, что кто-либо другой не станет рассказывать окружающим   подробности о чувствах и поступках другого. Самостоятельное  принятие подростком ответственности за благополучие другого и доверие собственного благополучия не другу и не родственнику, а партнеру по переговорам,  - это и прекрасный опыт личностного взросления и редкая возможность проверить себя!

Стороны конфликта были готовы к сложностям, смогли  отреагировать эмоции и перешли к оценке поступков своих и другого. Быстро пришло осознание, что действия против друг друга  являются   «зеркальными», некоторое время ушло на выяснение, кто первый начал ( по данному пункту стороны не пришли к согласию). С помощью медиатора ребята конкретизировали, что именно обижает другого (это обзывания и матерные слова, фото, выложенные в сети, порча одежды и учебников). Медиатор спросил, готовы ли стороны забыть прошлое. Один из мальчиков скорее был готов, второй сказал, что не доверяет первому. Медиатор, исходя из принципов  добровольности  и ответственности сторон за принятие решений и выработку соглашения, не стал настаивать на примирении или восстановлении отношений. Ребятам предложили подумать, могут ли они договориться о правилах поведения друг с другом.

Медиация создает условия для диалога: в ходе встречи сначала возникает способность услышать другого, потом  появляется способность понимать другого, потом  сторона начинает  видеть  за ширмой  « врага» живого человека,  появляется способность  посмотреть на ситуацию с точки зрения другого. Так  от недоверия и конфронтации идет сближение, восстановление межличностных отношений и способность доверять другому.  Стороны конфликта начинают движение друг к другу с разных стартовых позиций, в силу опыта и индивидуальных особенностей  продвигаются к согласию и совместным действиям с разной скоростью, это нужно учитывать в медиации.  Возрастные особенности учащихся средней школы являются существенным фактором, который также необходимо учитывать при проведении медиации. Подростки быстрее, чем взрослые раскрывают личную информацию (чем младше возраст, тем больше внимания нужно уделять рискам чрезмерного «раскрытия»), легче доверяют, менее склонны обсуждать детали какой-либо информации. Подростки планируют в  короткой временной перспективе ( месяц – это долго), им свойственна   недостаточная  критичность/аналитичность  мышления.  Подростки часто переоценивают свои возможности, склонны обсуждать на переговорах отсутствующих  лиц и  принимать решения за других. Школьники  быстрее взрослых утомляются  и  имеют привычку каждые 45 минут отдыхать.

Тема выработки правил общения друг с другом очень вдохновила ребят, быстро были перечислены  «запретные» действия и выработаны сроки ( две недели), в течение которых вводятся правила. Для решения проблемы «фото в сети» была привлечена социальный педагог, она присутствовала при разговоре и договорилась с ребятами вместе удалить фото. Время встречи закончилось, но ребята решили, что нужно подписать соглашение о неразглашении информации. Процесс не был закончен и медиатор остался с ребятами ( свободный педагог на  это время «заменил»  медиатора и отправился проводить занятие с классом). После подписания соглашения о конфиденциальности медиатор подвел итоги, подтвердил у сторон содержание соглашения, уточнил  дату новой  встречи, поблагодарил ребят за работу. Медиация закончилась.

Главной целью  Службы медиации в школе является создание  команды медиаторов-ровесников.  Чтобы  медиаторы-ровесники могли работать, необходимо  больше времени (не менее 24 часов) посвятить их  обучению, поддерживать активность на еженедельных встречах клуба, проводить супервизию, организовывать встречи и соревнования команд из разных школ, и главное, школьному коллективу нужно доверить медиаторам-ровесникам право помогать учащимся (обычно -  младшего возраста) урегулировать их конфликты.  Как правило, медиаторы-ровесники помогают  «мириться» на переменах, в рамках дежурств по школе; их  статус обозначен эмблемой или значком члена команды медиаторов-ровесников. Согласно нашему опыту, команда медиаторов-ровесников состоит из  одноклассников, ребят из одной параллели (разновозрастные команды пока не развиты) ;  в этом случае медиаторы-ровесники дежурят на переменах  один раз в неделю. Также медиаторов-ровесников приглашают на урегулирование конфликта педагоги, классные руководители; основным организатором их деятельности является руководитель СШМ, который сам является медиатором.

Опыт зарубежных и отечественных специалистов в области школьной медиации [2,3,5] позволил сформулировать  список необходимых  для успешной деятельности   медиаторов-ровесников  компетенций: способность "видеть конфликт", понимать цели  медиации ; принимать  ценности  ненасильственного взаимодействия;  навыки активного слушания; навыки работы с эмоциями; навыки нейтральной позиции в конфликте; способность различать позиции и интересы в конфликте; навыки управления процессом переговоров. В исследованиях показано, что  высокий уровень развития эмоционального интеллекта ( его внутриличностного и межличностного компонентов) отличает эффективных профессиональных медиаторов от средне-эффективных. [4]  По нашим данным, команда медиаторов-ровесников начинает действовать  в школах со сформированной культурой обращения к медиации,  как к способу разрешения конфликта; таким образом,  можно считать, что наличие команды медиаторов-ровесников – свидетельство  сформированной и активно действующей  в школе  службы медиации. Возможность урегулировать школьный конфликт своими силами, пригласив в качестве медиатора своего специалиста  или специалиста из служб медиации- партнеров, представляется очень важным фактором в повышении комфортности, безопасности и гуманности образовательной среды [2].  В настоящее время к медиации обращаются  как правило в случаях, когда традиционными способами конфликт разрешить не удается, конфликтующие стороны пишут жалобы, ситуация накаляется, информация о конфликте распространяется за пределами организации. Нам видится будущее школьной медиации  через развитие доверия к методу медиации и к медиаторам-ровесникам  со стороны самих  школьников. Это позволит преодолеть восприятие взрослыми медиации, как «средства на крайний случай» и сделает медиацию инструментом  урегулирования конфликта, к которому обращаются в первую очередь, которым  пользуются и взрослые и дети, потому что видят его  профилактическую и воспитательную силу.

Список литературы.

  1. Быкова Л.В., Орлова М.В. Обучение школьной медиации, как фактор повышения психологического благополучия учащихся. // Проблемы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении: сборник материалов II международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО СПбГИК, 19-20 мая 2017, - СПб.: НИЦ АРТ.2017 http://pms-centr.spb.ru/nasha-jizn/statiy/369-obuchenie-shkolnoj-mediatsii-kak-faktor-povysheniya-psikhologicheskogo-blagopoluchiya-uchashchikhsya
  2. Быкова Л.В. «Служба школьной медиации: из опыта практической работы». Психологическая газета, 2016. https://psy.su/feed/5512/
  3. Р.Фишер, Д.Шапиро. Эмоциональный интеллект в переговорах. - М.:МИФ, 2015
  4. Хазанова М.А.  К вопросу об особенностях эмоционального интеллекта эффективного медиатора. //Медиация: теория, практика, перспективы развития. Сб. материалов научно-практической конференции (13-14 апреля 2017 г., Москва)- М.: ФГБУ «ФИМ», 2017. с.152-157.
  5. Richard Cohen. Students Resolving Conflict: Peer Mediation in Schools. www.schoolmediation.com
  6. Рабочая программа «Букварь медиатора» http://pms-centr.spb.ru/doc/progr_bukvar_mediatora.pdf