Идея проекта
Стремительное изменение объема и содержания информационного потока, агрессивные технологии современных СМИ, эмоционально нагнетающие обстановку в обществе, порой разрушающие заложенное природой стремление к созиданию и общению, - стали одним из мощных факторов, негативно воздействующих на человека. Страхи и подозрительность, недоверие, неискренность, несовпадение слова и дела - потенциальная опасность для адекватного психического и социального развития человека и общества в целом.
Постоянные стрессовые воздействия из-за огромной населенности в городах и большом информационном давлении вызывают у одних людей депрессию и апатию, социальное и человеческое безразличие, а у других - агрессию, социальный экстремизм, озлобленность и, как следствие, обострение криминогенной обстановки. В настоящее время весьма востребованной становится психолого-педагогическая работа по формированию экологического сознания в психическом и социальном плане человека.
Экологическое сознание представляет собой способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, зависимость благополучия людей от целостности и сохранности природной среды и использования этого понимания в практической деятельности и социальном взаимодействии.
Актуальным видится разработка и создание экопсихологических программ и экопсихологических тренингов - программ и тренингов по формированию экологического сознания как важного фактора экологии отношений.
Экологическое сознание, другими словами, является показателем нравственной зрелости личности. Его система состоит из трёх типов отношений: отношения к природе, отношения к себе и отношение к другим людям.
Цель проекта
Активизировать внимание участников образовательного процесса к значимости экологии отношений (мой внутренний мир, я и природа; я и другие люди)
Задачи проекта
- Повышение заинтересованности учащихся к самопознанию через осознание законов связи человека и природы.
- Формирование осознанного экологичного отношения к себе, другим людям и природе.
Предполагаемые результаты
- проявленный интерес к самопознанию через осознание законов связи человека и природы
- формирование осознанного экологичного отношения к другим людям и к природе
- развитие личностного и творческого потенциала
- развитие успешных адаптационных навыков
Адресат
Участниками проекта являются учащиеся начальной школы и педагоги образовательных организаций Василеостровского района.
Содержание Проекта
Проект реализуется в период с 2021-2025 гг.
В ходе реализации проекта предполагается разработка и внедрение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы тренинговых занятий «В зеркале природы». В данную программу войдут две подпрограммы. Одна разрабатывается для педагогов и специалистов служб сопровождения, и она ориентирована на профилактику профессионального выгорания. Другая разрабатывается для младших школьников и ориентирована она на развитие творческого и личностного потенциала.
Особенности подпрограмм:
- Модульность. Содержание поделено на модули (тематические блоки), каждый из которых представляет собой логичное содержание информации по определенной теме, и направлен на достижение конкретной задачи программы.
- Интерактивность. В программе используются психолого-педагогические методы и приемы (технологии), обеспечивающие активную позицию обучающегося.
- Практико-ориентированность. Программа направлена на овладение знаниями и навыками, полезными в решении актуальных социальных и возрастных задач обучающегося
- Индивидуальный подход. Ведущий программы (педагог-психолог) может адаптировать программу под индивидуальные особенности обучающегося, создавать для него индивидуальную траекторию освоения материала в зависимости от уровня его возможностей и диапазона проблем.
- Новизна. В программе используется новое направление в арт-терапия - Эко-арт-терапия. Основная идея этого направления заключается в том, что личность формируется не только на основе построения отношений с другими людьми в семье и социуме, но и с миром природы. Эко-арт-терапия помогает формированию позитивного мышления, умения слышать себя, осознанного отношения к окружающей среде, уважения к природным ресурсам. Природа в этой практике рассматривается не как вспомогательный предмет на пути к достижению гармонии с собой, а как полноценный участник и помощник.
Программы проводится на базе Центра с использованием современного инновационного оборудования для проведения групповых занятий и тренингов: кабинет психологической разгрузки, кабинет арт-психологии.
В кабинете арт-психологии на тренинговых занятиях при выполнении творческих заданий используются прозрачные мольберты, песочницы разного формата, световой песочный стол и «чаша равновесия» с кинетическим песком. Оборудование кабинета психологической разгрузки, помогает создать среду, благоприятно воздействующую на психоэмоциональное состояние участников занятий.
Также, программы могут проводится на базе ОУ района.
В проекте «Экология отношений» в 2022-2023 учебном году запланировано проведение фотоконкурса для учащихся ОУ района «Калейдоскоп ярких красок».